Наша история

Как все начиналось….

 

 

История образования Центра помощи детям начинается с создания в 1960 году на базе средней № 3  школы-интерната. Первые воспитанники жили и учились в этом же здании. В январе 1961 года был создан сначала первый жилой корпус, затем второй и построена школа. В школу в то время принимали детей из неполных и  многодетных семей. Первым директором школы -интернат, в которой обучались и жили дети, был Поздеев Сергей Георгиевич, опытный педагог. Под его руководством был сформирован коллектив, способный обеспечить качественный учебно-воспитательный процесс и создана хорошая материальная база.

… Шли годы, менялись руководители, наступали перемены в обществе. В 1987 году директором была назначена Тенчикова Нина Михайловна. Именно она, при поддержке администрации города возглавляемой Поздняком В.В.  и начальника главного управления общего и профессионального образования Выговского Л.А., заведующего ГорОО Антамонова Ю.А., поставили перед собой нелегкую задачу — создать на базе жилых корпусов семейный детский дом. Потребовалось время для реконструкции зданий, где были созданы условия для проживания детей, объединенных родственными связями. Из 143 воспитанников 61 имели родственные связи.

Педагогический коллектив поддержал планы и идеи директора Тенчиковой Н.М.,  заместителя Ружниковой М.П. по созданию условий,  максимально приближенных к домашним. И вот в 1991 году статус школы-интернат № 18 меняется, с этого года начинается летопись детского дома № 4 семейного типа.

В связи с реорганизацией необходимо было произвести реконструкцию жилых помещений, создать в них условия, приближенные к домашним. Перепланировка велась с учетом проживания воспитанников в 2,3 местных комнатах. Все это требовало немалых материальных затрат, однако настойчивость и огромное желание руководителя Тенчиковой Н.М. сделать детский дом для детей теплым и уютным, сделали возможными праздновать новоселье на радость детям и взрослым уже осенью.

Благодаря систематической работе с шефами удалось приобрести необходимую мебель в столовую каждой группы, оборудовать кабинки для хранения личных вещей, создать интерьер в игровых и комнатах гигиены. Встал вопрос оформления, но тут оказалось, не было придела фантазии и мастерства у наших воспитателей и их воспитанников. Каждый старался сделать свою семейную группу лучшей. Вышивали скатерти, наволочки, полотенца, создавали панно, в мастерских кипела работа по изготовлению домашней утвари для кухни: скалки, разделочные доски, и т.д. Легко решался и вопрос с названием семейных групп.

Именно тогда появились: «Огоньки», «Звездочка», «Радуга», «Ровесники», «Оленята», «Ласточка» и другие. Дети сами на семейных советах, которые прочно вошли в жизнь детского дома, решали многие семейные проблемы: как поблагодарить шефов за их неоценимый вклад в создание уюта в группе, как сберечь имущество, какая песня будет семейной, с которой они будут представлять группу на общих праздниках.

Тогда и появился гимн воспитанников «Мимо текла река» и песня о «детдомовских мамах». Именно на плечи «мам» выпала сложная, но как оказалась вполне выполнимая при желании ноша, создать условия для проживания и укрепления родственных связей.

Была текучесть кадров, многие не выдерживали режима напряженной системы работы. Оставались преданные своему делу, воспринимавшие детскую боль как свою. Везде нужно было успеть: сделать уроки по разным параллелям классов, программ, школ; организовать внеурочную деятельность, одним словом умело организовать учебно-воспитательный процесс.

Тесное сотрудничество с ЦРТДЮТ, СЮТ, работа творческого объединения «Начальное моделирование», «Переплетное дело», работа в  столярных мастерских, спортивная работа все это социализировало детей, сплачивало детский коллектив и в целом коллектив взрослых и детей детского дома. С приходом опытных творческих мастеров заработало творческое объединение  «Байкальский бриз» (руководитель Волошина Л.В.). По инициативе зам. директора по воспитательной работе Фоминой О.Н. были пошиты великолепные русские народные костюмы для детей и взрослых, а участие наших девочек в конкурсе «Мода, фантазия, мастерство» всегда было отмечено жюри. Руководитель Овчинникова Л.В. сумела девочек разного возраста и способностей обучит искусству работы с соломкой, бисероплетению, тестопластике, вышивке, пэчкворк, работе с лентой. Детские работы стали украшать интерьеры групп и детского дома.

Именно тогда, в конце 90-х годов были проведены, ставшие затем доброй традицией «Ярмарки-продажи» на подшефных предприятиях. На производстве с удовольствием приобретали салфетки, прихватки, панно, изделия из дерева и т.д. Это были целые театрализованные представления со скоморохами, зазывалами, бубликами, самоварами. Много добрых слов в адрес детей и педагогов звучало в те незабываемые часы общения коллективов детского дома и попечителей.

Стал традиционным и спортивный праздник «Папа, мама и я- спортивная семья», который был еще одним звеном в уже окрепшей цепи наших отношений с добрыми шефами. Главным инициатором и вдохновителем всегда оставался и остается наш главный попечитель ОАО «Иркутсккабель» во главе с  С.И.Добрецким и В.Н. Невидимовым.

Не менее важным по значимости являлся праздник «Вот и стали мы на год взрослей…», который являлся подведением итогов работы за год. Отмечались успехи семейных групп, личные достижения в различных сферах жизнедеятельности. И, конечно, дети особо благодарили наших попечителей, которые находились в зале и с волнением слушали стихи, сочинения, песни детей, знакомились со стенными газетами адресованным каждому предприятию.

В 2004 году была открыта первая страница «Книги почета» детского дома по разным номинациям.

Важным значением в организации жизнедеятельности воспитанников играло соревнование между семьями по разным направлениям. Работал Совет детского дома, каждое заседание проходило бурно, эмоционально, но взрослые учили детей уметь выражать своё мнение, аргументировать его, предлагать, а не только критиковать, уметь слушать и слышать каждого. Этой же цели способствовала и начавшая тогда работу «Школа социального успеха» (руководитель психолог Черная Л.И.). Регулярные тренинги для старшеклассников и сейчас в памяти выпускников. Незабываемые и выезды на турбазу «Маломорская» (руководители Баранова Л.А., Кислицина Т.Н., Черная Л.И.). Ежегодно весной создавался «трудовой отряд» (руководители Дементьев С.М., Баранова Л.А., Тузова И.Б., Россова О.В.), который производил ремонт и подготовку летней дачи «Ромашка». Дети трудились рядом с шефами, приобретая очередные навыки так необходимые в будущем.

В 90-е годы по инициативе руководителя МУП «Водоконал» Якимова В.Г., ОАО «Иркутсккабель» Добрецкого С.И., Невидимова В.Н. наши воспитанники стали привлекаться к работе по благоустройству территории, и их озеленению. Тогда же вошли в практику «Семейные советы» с приглашением попечителей. Заслушивались отчеты по учебе, участию в общественной жизни детского дома, сохранности имущества. Наиболее успешно эта работа была в семьях «Звездочка» (воспитатели Андреева М.А., Горбунова Л.А.), «Оленята» (воспитатели Гаврикова Н.П., Голованева А.А.), «Волна» (воспитатели Валеева Л.В.), «Огоньки» (воспитатели Суракова Н.Д., Лапшина Н.Н.).

Следует отметить особо участие наших воспитанников во всех областных мероприятиях среди учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это областные соревнования по шахматам, нашим шахматистам не было равных (руководитель Шалимов В.П.), соревнования по мини — футболу (руководитель Тимшин В.М.) их подопечные всегда занимали призовые места. Тщательно готовились к конкурсу «Байкальская звезда», к спортивным соревнованиям на приз газеты «Восточно-Сибирская правда». Ни одно мероприятие в районе и городе не проходило без участия наших воспитанников: конкурс на лучшую новогоднюю игрушку, выставки детского творчества, конкурс команд «Безопасное колесо» (руководитель Тетерина А.А.), конкурсы газет и рисунков, изготовление и установка кормушек в городском парке и т.д. Каждый год наиболее успешные воспитанники приглашались в Москву на Кремлевскую елку.

Особое место в жизни ребят занимал туризм. В туристическом клубе «Энергия» под руководством Ружникова А.Б. тысячи километров прошли воспитанники белее, чем за 10 лет пешком и на лыжах, по льду и по воде, поднимались на горные вершины Саян и Хамар-Дабана, участвовали в городских и областных экспедициях, походах, туриадах, турслетах.

Результатом построения качественного учебно-воспитательного процесса всего дружного, творческого, профессионального коллектива работников детского дома стало присвоение в 2004 году детскому дому звания «Образцовое учреждение образования».

В настоящее время основным видом деятельности Центра является социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление мероприятий по социализации и реабилитации несовершеннолетних, оказание воспитанникам высококвалифицированной правовой, педагогической, социальной, психологической помощи.

Большое внимание уделяется не только обучению, но и организации досуга– проводятся праздники, встречи с интересными людьми. Продолжает свою работу Школа приёмных родителей, а замещающие семьи получают  психолого-педагогическую помощь.

Меняются времена, меняются методы воспитания и образования. Сегодня коллектив Центра помощи детям  в поиске новых форм и методов работы.


Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ